Пушкин

Утро в нашем детском саду начинается с мини-урока “Встречи с Прекрасным”. Это пять-десять минут общения с поэзией, живописью или музыкой: несколько слов об авторе (обязательно с показом портрета), прослушивание или просмотр двух-трех его творений, минута тишины. Без обсуждения, без вопросов, без анализа: детям – от трех до шести и для серьезной работы над произведением у них совсем маленький запас жизненных впечатлений и знаний. А вот для воздействия на душу и разум – время самое благоприятное. Каждый ребенок с раннего возраста сердцем прекрасно отличает правду, добро, искренность чувств, гармонию.

Особенно радостной и волнительной стала встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным. Мини-уроки быстро превратились в полноценные занятия, а вскоре вылились в грандиозный (для детей-дошкольников) проект.

Мы прочитали о детстве и первоначальном образовании Пушкина, изучили его родословную, главные вехи жизни и творчества поэта. Особый интерес у ребят вызвало время обучения Пушкина в Лицее. Надо сказать, что в нашем коллективе из 15 детей -10 мальчиков. Настоящее мужское содружество. Мы прочитали книгу “В садах Лицея” Л.Рубинштейна, я рассказала о посещении Царского Села, о своих впечатлениях, показала фотографии музея-заповедника – и наши мальчишки заразились. Ваня предложил: “Давайте, я буду Пушкиным, а Антон – Пущиным. Я сижу… грущу… Вдруг – звон колокольчика. Это – мой друг Пущин! Мы обнимаемся, радостные, разговариваем”. Идея всем очень понравилась, и мальчики стали воспроизводить сцены из лицейской жизни. Обязательно включали в игру различные предметы – колокольчик, стол, свечи, из подручных материалов мастерили чернильницу, составляли из книг библиотеку. Так родилась игра под названием “Пушкин и его друзья”, некоторые сцены из которой позже вошли в заключительный спектакль.

Из творческих работ, выполненных детьми в ходе проекта, был составлен целый альбом. В нем рисунки к стихотворениям Пушкина, записи отдельных поэтических строк, родословная (имена ближайших родственников поэта), рисунок “Мой первый друг, мой друг бесценный!” (каждый нарисовал своего лучшего друга), картинки в стиле журнала “Лицейский Мудрец” (журнал помещал стихи и прозу, откликался на все лицейские события, а наши дети запечатлевали в рисунках интересные моменты повседневной детсадовской жизни).

И наконец, мы решили отправиться в гости к Пушкину на Пречистенку, в Государственный музей. Но не тут-то было. Экскурсии организуются только для школьников, начиная с пятого класса. А у нас шестилетние дети! Мы очень просили нас пустить, но служители музея были неумолимы: “Экскурсоводу трудно удержать внимание одиннадцатилетних, а вы – детский сад! Нет!” Пришлось пойти на хитрость – заказывать экскурсию семейную: папы, мамы, дети и педагоги. И это было здорово! Дети открыли мир Пушкина своим родителям. Никто из взрослых до этого в музее не был и не знал столько интересного из жизни и творчества первого поэта России. Сами дети были в восторге! Они радовались каждому знакомому по литературе экспонату – миниатюрному портрету Пушкина-ребенка, карете-игрушке, рукописям, чернильному прибору, перу, принадлежащему Александру Сергеевичу. Наши дети сами рассказывали о многих бесценных реликвиях и читали стихи. Экскурсовод музея заметила, что таких юных почитателей и знатоков творчества Пушкина у нее еще не было.

Завершился проект поэтическим вечером и игрой “Что? Где? Когда?” по теме “Жизнь и творчество А.С.Пушкина” между командами наших пап и мам. Судили игру бабушки и дедушки, а за помощью родители обращались, конечно же, к детям. Дети так хорошо отвечали даже на самые трудные вопросы, что одна мама сказала: “Мы, взрослые, тоже хотим ходить в ваш детский сад”.

Три месяца жизнь детей была наполнена встречами с Пушкиным. Каждое утро звучал один и тот же вопрос: “Сегодня будет Пушкин? – Обязательно! – Ура!”. И когда все подошло к концу, дети загрустили. Вдруг наш Ваня сказал: “А давайте все равно играть и играть в “Пушкина и его друзей”! Не будем убирать декорации, костюмы. Позанимаемся, а на переменке – к Пушкину”. Так и поступили. Пусть первая встреча с великим поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным навсегда сохранится в сердце каждого ребенка как одно из самых радостных и волнующих воспоминаний детства.